Мы немало писали о различных реализациях
электронно-картографических систем (ЭКС) с
картами "С-МАР" как с картплоттерами, так и
на базе обычных портативных компьютеров.
Рассказывали мы ("Капитан-Клуб" №1/2002) и о
системе "Бот" для карманных персональных
компьютеров московской фирмы
"Континент-Сервис". Недавно разработчики
выпустили гражданскую версию этой ЭКС под
названием "SeaWay" и предоставили нам право
"первой вахты" - первыми протестировать
новый продукт. Уже в процессе наших испытаний в
программу вносились дополнения.
Из
чего состоит " SeaWay "
Программа "SeaWay" работает на КПК
("наладоннике") класса "Pocket PC", под
операционной системой "Windows CE 3.0" и выше.
Компьютеры под "Palm OS" не поддерживаются. Я
пользовался бытовым КПК " iPAQ -3970" (процессор
400 мГц, 64 МБ памяти, TFT -дисплей 240х320). Вместо
клавиатуры такие аппараты имеют сенсорный экран,
управляются нажатием указателем-"стилусом"
или пальцем. Кроме навигационной системы, в
походе мой КПК служил в качестве электронной
записной книжки, диктофона, МР3 плеера. Через
телефон GSM с его помощью мы пользовались
электронной почтой и Интернет, смотрели карты
погоды. На нем же набрасывались тезисы этой
статьи. Внутренней батареи хватает на 3-5 ч, в
зависимости от яркости подсветки дисплея;
существуют дополнительные внешние батареи.
"SeaWay" работает с картами стандарта
"C-MAP NT+", знакомого пользователям
картплоттеров. Специально для подобных систем
компания "С-МАР" освоила запись карт на
защищенный от копирования носитель формата
"Compact Flash". Зоны покрытия (и стоимость)
флэш-картриджей те же, что и обычных картриджей
"C - MAP NT+": это "Local " для небольших
акваторий, "Standart +", "Wide+" и "Super Wide+",
выгодные в дальних походах. Один картридж "SW
+" перекрывает Ладогу и Онежское озеро с Невой и Свирью или весь Финский залив.
Картриджей "S +" на Финский залив от
Петербурга до Ханко потребовалось 3, что в сумме
дороже; кроме того, в плавании их чаще приходится
заменять. Удобно, что картриджи покрывают, пусть
не самыми подробными картами, зону сверх
означенной в каталоге "С-МАР". Так, на
картридже "От о. Сескар до Петербурга"
оказалась еще почти вся Нева до Петрокрепости.
Для пользования "SeaWay" компьютер должен
иметь разъем "Compact Flash", встроенный или на
дополнительном адаптере. Если разъем
только один и занят под карты, не удастся
использовать распространенные "Compact Flash GPS"
навигаторы. Но уже появились GPS в формате SD -карт.
Можно подключить к СОМ или USB -порту обычный
внешний навигатор с выходом MNEA или миниатюрный GPS
-датчик. Интересный, хотя и не самый дешевый
вариант - беспроводной "Bluetooth" GPS датчик,
особенно удобный для судов с металлической
рубкой, экранирующей сигналы.
Для iPAQ серий 3ххх и 5ххх выпускается удобный GPS
-жакет "Navman", с разъемом Compact Flash . В комплект
входит все необходимое для превращения
компьютера в навигатор - адаптер 12 в и держатель
на присоске. Новая модель жакета имеет разъем для
внешней антенны. Именно такую комплектацию
"все в одном" рекомендует
"Континент-Сервис".
Наконец, если вы не счастливый обладатель
экзотического КПК герметичного исполнения, на
малом судне обязательно понадобится
водонепроницаемый чехол "Aquapac". Есть модели
со штуцером для вывода кабеля.
Как работает " SeaWay "
Показав романтичную
заставку с парусом и запросив параметры судна
(габариты, осадку, положение антенны GPS ),
программа откроет главное окно с участком карты
из предыдущего сеанса работы. Вверху -
координаты, курс и скорость судна, внизу - часы,
индикатор батареи и приема сигналов GPS . В углах - 5
кнопок, которыми осуществляется управление
системой.
Правая верхняя
переключает 3 доступных режима отображения
карты: 1 - с центрированием карты по месту судна и
ее ориентацией курсом вверх (удобно на реке, в
каналах и узких фарватерах); 2 - то же, с
ориентацией карты севером вверх (этот режим
оказался самым употребительным); 3 - без привязки
карты к позиции судна. В этом режиме карту можно
перемещать указателем или джойстиком КПК. Удобно
перемещать карту одновременно с увеличением,
очертив указателем прямоугольник, который вы
желаете рассмотреть поподробнее.
Правая нижняя кнопка
включает оригинальную масштабную линейку. Здесь
нужно пояснить, что карты разного масштаба
(генеральные, путевые и т.д.) имеют разные уровни
детализации. Либо вы видите большой район, но без
подробностей, либо каждый буй, но на маленьком
участке. В большинстве ЭКС приходится долго
щелкать кнопками "+" или "-", получая
нужный масштаб. Масштабная линейка " SeaWay "
имеет движок, которым можно мгновенно выбрать
масштаб в пределах загруженного уровня карты.
Название текущего уровня показано на верхней
кнопке линейки. Нажав на нее, вы открываете
список доступных на данный участок уровней, от
мировой карты до плана гавани, и одним щелчком
указателя сразу переходите на нужный. Можно
менять масштаб и обычным способом - клавишами
("+" и "-").
С левой стороны экрана находятся кнопки
"Человек за бортом", "Маршруты" и кнопка
раскрывающегося меню функций и настроек. Среди
функций понравилась электронная линейка, с
помощью которой можно, не прокладывая маршрут,
мерить пеленги и расстояния между двумя точками
или любым количеством точек по ломаной линии.
Задержав указатель на любом месте карты, вы
открываете контекстное меню, в котором можно
создать пользовательскую точку, найти ранее
созданную или просмотреть информацию об объекте
(характеристики огней маяка, препятствия, района
плавания, сведения об источнике информации из
базы данных "С-МАР NT +").
Если включить "задачу
безопасности", система будет предупреждать о
препятствиях на заданном расстоянии и в заданном
секторе по курсу. Синтезатор речи дублирует
сообщения на экране голосом (мужским).
Функция судового журнала записывает и
отображает на экране пройденный путь, снабженный
метками времени. Ранние записи можно сохранять и
просматривать по мере необходимости. Нажав
клавишу КПК, в журнал можно добавить текстовый
комментарий, который привязывается к месту
события. Еще одна оригинальная разработка -
голосовые пометки в судовой журнал с помощью
встроенного микрофона КПК, с автоматической
привязкой ко времени и координатам. Удобна для
документирования событий в экстремальных
ситуациях, когда нет возможности вести записи.
Процесс создания и редактирования маршрутов
подобен работе с линейкой. Путевые точки можно
создавать, перетаскивать указателем, вводить их
координаты напрямую, давать им имена; можно
добавлять в маршрут ранее созданные
пользовательские точки. Функция "проверка
безопасности" созданного маршрута сообщит о
наличии в базе данных препятствий, опасных
глубин. Маршрут можно пройти с начальной или с
любой из последующей точек, в прямом или обратном
направлении. Имеется и функция быстрого
курсоуказания на отдельную точку. При активации
маршрута в дополнение к синей стрелке вектора
курса на экране появляется красная стрелка
направления на очередную точку; синтезатор речи
сообщит об отклонении от курса в градусах.
Еще одна клавиша КПК задействована для
переключения окон. Кроме описанного выше
главного окна, имеется окно с картой во весь
экран (без кнопок и панелей), а также окно
курсоуказателя. При активном маршруте в нем
крупно отображаются курс судна, пеленг на
путевую точку и другая путевая информация:
расстояние до точки, время до нее и до конца
маршрута, эффективная скорость, смещение от
первоначального курса и т.д.
В море
С разными версиями " SaeWay " я проплавал все
лето: на катере "Ярославец" по Неве, на яхте
"Фарт" в Эстонию и по Финскому заливу на
гонки и короткие выходы; по Выборгскому заливу на
быстроходной мотолодке; всего пройдено около 1300
миль.
Первое - комплимент точности и подробности
картам "С-МАР", на которых видно не только, на
каком фарватере и у какого буя находишься, но и
как идешь по отношению к оси фарватера, с какой
стороны подходишь к бую. В "С-МАР NT+" удобно
то, что на мелкомасштабной карте показаны
границы доступных крупных карт. Удивило наличие
на недавно откорректированной электронной карте
навигационной обстановки, уже несколько лет
отсутствующей фактически, например, буев
Галерного фарватера. В компании "С-МАР"
объяснили: корректура делается на основании
извещений Гидрографического управления, и пока
таковые не поступили, нельзя что-либо менять -
иначе карты лишаются официального статуса.
Понравилось пользоваться электронной картой на
реке, с ее быстро меняющейся ситуацией, когда
решение надо принимать мгновенно, а створы
видишь не всегда.
В море " Navman " довольно долго, по сравнению
с привычным " Garmin " ловил спутники, но,
определившись, держал позицию четко, даже сквозь
стеклопластиковую палубу. Со своей основной
обязанностью - отображать точку судна на карте -
система справлялась успешно даже на скорости 28
уз. А вот при прокрутке и масштабировании карт,
создании маршрута iPAQ довольно долго заставлял
нас любоваться ныряющим дельфинчиком - значком
занятости программы.
В гонках в Эстонии, когда экипаж постоянно
работал на шкотах или откренивал, удобным
оказалось карманное исполнение системы. Одного
взгляда на карту и окружающую обстановку
хватало, чтобы быстро принять решение, особенно
вблизи навигационных опасностей. Прибор в чехле,
висящий на шее, экраном к себе, под курткой
оказался достаточно защищен даже при ударах и
падениях. Через 2-4 ч работы приходилось ставить
его на зарядку в каюте, чтобы снова "вызвать
наверх" при подходе к очередному мысу или мели.
Особенно выручал компьютер в критических
ситуациях. В Онежском озере, в Калгостровском
проходе на болтанке встал дизель нашего
"Ярославца". Пока механик с капитаном его
оживляли, я отслеживал по компьютеру дрейф,
проверяя расстояние до подветренных скал.
При выходе на яхте из Таллиннского залива
задуло до 18 м/с; стена дождя скрыла все за
пределами 30 м. Резкая качка не давала
прокладывать на карте координаты GPS , а сильный,
даже под глухо зарифленным гротом, дрейф - вести
счисление. ЭКС, как ни в чем не бывало, рисовало
наш путь на экране, предупреждая об опасной
близости к мелям у о.Аэгна.
Помимо объективных проблем, в таких ситуациях,
несмотря на штурманский опыт, возрастает риск
совершить ошибку, над которой сам смеялся бы в
обычных условиях. На этот случай компьютер -
хорошая подстраховка.
В походе проявился недостаток любых компактных
ЭКС по сравнению с бумажными картами: невозможно
быстро окинуть взглядом на одном экране
подробную карту на большой район. Наряду с
обязательным на море дублированием средств
навигации, это - причина, почему электронные
карты целесообразно использовать ВМЕСТЕ, но не
ВМЕСТО бумажных.
Оценки яхтсменов и моряков, видевших мою "
SeaWay ", были различны - от "я в этот
"тетрис" не играю" до "самое
то, что нужно для маленькой яхты".
Некоторые выводы
Думаю, в ряду навигационных систем " SeaWay "
займет место между большими ЭКС на базе
ноутбуков и специализированными устройствами:
картплоттерами и GPS навигаторами со встроенными
картами. Сухопутные ЭКС на базе КПК, такие, как
бесплатная программа " Ozi Explorer СЕ", не
расматриваем, поскольку с профессиональными
морскими картами они не работают. Подобные
системы широко применяют туристы, байдарочники,
рыбаки, но рекомендовать их для серьезных яхт и
катеров с большой осадкой или скоростью нельзя
из-за сомнительного качества карт, часто
"пиратского" производства.
Преимущества ЭКС " SeaWay " среди
сопоставимых систем:
для владельцев КПК - это самое бюджетное на
сегодня решение, позволяющее пользоваться
картами "С-МАР" (с одной оговоркой: сами
карты недешевы, и экономия на стоимости
аппаратуры – лишь одна из составляющих затрат);
самая дешевая система с цветным дисплеем;
карманное исполнение;
малый расход электроэнергии (по сравнению с
ноутбуками);
большая для недорогих систем насыщенность
вспомогательными функциями (голосовые,
экспорт-импорт данных и т.д.);
возможность обновления версий программы без
замены компьютера;
полная русификация.
Недостатки:
отсутствие заводской защиты от воды и ударов;
низкое быстродействие при масштабировании и
прокрутке карт (разработчики говорят о
технической возможности улучшить этот
показатель);
большая, по сравнению со специализированными
устройствами, вероятность сбоев и зависаний;
малый формат и разрешение дисплея.
Сегодня мобильные устройства переживают
настоящий бум, стремительно развиваются и
дешевеют. Создание морских навигационных систем
на базе КПК - закономерный шаг в этом процессе.
Возможно, скоро мы увидим ЭКС для КПК на
платформе " Palm OC " и даже для смартфонов.
Думается, на фоне этого бума такие системы, как
" SeaWay ", имеют хорошую перспективу, особенно
с появлением в этом году КПК с дисплеем 640х480. На
вопрос, получат ли они распространение, ответят
рынок и вы, уважаемый читатель.
Продукция Aquapac, Boxit, Silverfish, DivingTec и GoPro активно применяется как при тренировках, так и во время спасательных операций МЧС.
Чехол Aquapac для mp3-плеера стал еще удобней. Теперь он поставляется с нарукавным креплением, подходит для большинства моделей плееров, практически невесомый и герметичный.
Продукцию брендов, представленных на нашем сайте вы можете приобрести у наших дилеров в
розницу или сотрудничать с нами и стать
нашим дилером.
Плавающие брелоки по эскизу или логотипу заказчика - оригинальный и полезный промо-сувенир. Это больше чем просто брелок – это спасательный круг для ключей.
Компании Aquapac и Ewa-Marine представляют ряд водонепроницаемых чехлов для большинства моделей КПК, GPS и прочих мобильных устройств,
что позволит вам пользоваться ими в любых условиях.